8. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 8.1.
Регулировка дорожного движения осуществляется с помощью дорожных
знаков, дорожной разметки, дорожного оснащения, светофоров, а также
регулировщиками. 8.2.
Дорожные знаки могут устанавливаться временно и постоянно. Временные
дорожные знаки размещаются на переносных устройствах, дорожном
оснащении или закрепляются на щите с фоном желтого цвета и имеют
преимущество перед постоянными дорожными знаками и дорожной разметкой. 8.3.
Сигналы регулировщика имеют преимущество перед сигналами светофоров и
требованиями дорожных знаков приоритета и являются обязательными для
выполнения. Сигналы светофоров, кроме желтого мигающего, имеют преимущество приоритета перед дорожными знаками. Водители
и пешеходы должны выполнять дополнительные требования регулировщика,
даже если они противоречат сигналам светофоров, требованиям дорожных
знаков и разметки. 8.4. Дорожные знаки (дополнение 1) делятся на группы: а)
предупредительные знаки. Информируют водителей о приближении к опасному
участку дороги и характере опасности. Во время движения по этому
участку необходимо принять меры для безопасного проезда; б) знаки приоритета. Устанавливают очередность проезда перекрестков, перекрестков проезжих частей или узких участков дороги; в) запретные знаки. Вводят или отменяют определенные ограничения в движении; г)
указательные знаки. Показывают обязательные направления движения или
разрешают некоторым категориям участников движение по проезжей части
или отдельных ее участках, а также вводят или отменяют некоторые
ограничения; гг) информационно-указательные знаки. Вводят или
отменяют определенный режим движения, а также информируют участников
дорожного движения о расположении населенных пунктов, разных объектов,
территорий, где действуют специальные правила; д) знаки сервиса. Информируют участников дорожного движения о расположении объектов обслуживания; е) таблички к дорожным знакам. Уточняют или ограничивают действие знаков, вместе с которыми они установлены. 8.5.
Дорожная разметка (дополнение 2) делится на горизонтальную и
вертикальную и используется в отдельности или вместе с дорожными
знаками, требования которых она подчеркивает или уточняет. 8.5.1.
Горизонтальная дорожная разметка устанавливает определенный режим и
порядок движения. Наносится на проезжую часть или по верху бордюра в
виде линий, стрелок, надписей, символов и т.п. краской или другими
материалами соответствующего цвета в соответствии с пунктом 1 раздела
34 этих Правил. 8.5.2.
Вертикальная разметка в виде полос белого и черного цвета на дорожных
сооружениях и элементах оснащения дорог предназначенная для зрительного
ориентирования. 8.6. Дорожное оснащение применяется как вспомогательное средство регулирования дорожного движения. К нему относится: а) ограждение и световое сигнальное оснащение в местах строительства, реконструкции и ремонта дорог; б) предупредительные световые круглые тумбы, которые устанавливаются на разделительных полосах или островках безопасности; в)
направляющие столбики, которые предназначены для обеспечения видимости
внешнего края обочин и опасных препятствий в условиях недостаточной
видимости. Сказываются вертикальной разметкой и должны быть оборудованы
светоотражателями: по правую сторону - красного цвета, по левую сторону
- белого; г) выпуклые зеркала для расширения обзорности
водителям транспортных средств, которые проезжают перекрестки или
другое опасное место с недостаточной обзорностью; гг) дорожные ограждения на мостах, путепроводах, эстакадах, насыпях и других опасных участках дорог; д) пешеходные ограждения в опасных для перехода проезжей части местах. 8.7.
Светофоры (дополнение 3) предназначены для регулирования движения
транспортных средств и пешеходов, имеют световые сигналы зеленого,
желтого, красного и лунно-белого цветов, которые расположены
вертикально или горизонтально. Сигналы светофора могут быть с
нанесенной сплошной или контурной стрелкой (стрелок), с силуэтом
пешехода, X-подобные. 8.7.1. В светофорах с вертикальным расположением сигналов
сигнал красного цвета - сверху, зеленого - снизу, а с горизонтальным:
красного - по левую сторону, зеленого - по правую сторону. 8.7.2.
Светофоры с вертикальным расположением сигналов могут иметь одну или
две дополнительных секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок),
которые располагаются на уровне сигнала зеленого цвета. 8.7.3. Сигналы светофора имеют такие значения: а) зеленый разрешает движение; б)
зеленый в виде стрелки (стрелок) на черном фоне разрешает движение в
указанном направлении (направлениях). Такое же самое значение имеет
сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной секции
светофора. Сигнал в виде стрелки, которая разрешает поворот по
левую сторону, разрешает и разворот, если он не запрещен дорожными
знаками. Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в
дополнительной (дополнительных) секции, включенный вместе с зеленым
сигналом светофора, информирует водителя о том, что он имеет
преимущество в указанном стрелкой (стрелками) направлении
(направлениях) движения перед транспортными средствами, которые
двигаются с других направлений; в) зеленый мигающий разрешает
движение, но информирует о том, что в скором времени будет включен
сигнал, который запрещает движение. Для информирования
водителей о времени (в секундах), которое осталось до конца горения
сигнала зеленого цвета, могут применяться цифровые табло; г)
черная контурная стрелка (стрелки), нанесенная на основной зеленый
сигнал, информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора
и указывает другие разрешенные направления движения, чем сигнал
дополнительной секции; гг) желтый запрещает движение и предупреждает о следующем изменении сигналов; д)
желтый мигающий сигнал или два желтых мигающих сигнала разрешают
движение и информируют о наличии опасного нерегулированного перекрестка
или пешеходного перехода; е) красный сигнал, в том числе мигающий, или два красных мигающих сигнала запрещают движение. Сигнал
в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной (дополнительных)
секции вместе с желтым или красным сигналом светофора информирует
водителя о том, что движение разрешается в указанном направлении при
условии беспрепятственного пропуска транспортных средств, которые
двигаются с других направлений; есть) объединение красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о следующем включении зеленого сигнала; же)
черные контурные стрелки на красном и желтом сигналах не изменяют
значения этих сигналов и информируют о разрешенных направлениях
движения при зеленом сигнале; з) отключенный сигнал дополнительной секции запрещает движение в направления, указанном ее стрелкой (стрелками). 8.7.4.
Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей
части, направление движения на которых может изменяться на
противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным X-подобным
сигналом и зеленым сигналом в виде стрелки, направленной вниз . Эти сигналы запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены. Основные
сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в
виде стрелки, наклоненной по диагонали вниз направо , включение которой запрещает движение по полосе, обозначенной с обоих сторон дорожной разметкой 1.9
(см. дополнение 2) , и информирует об изменении сигнала реверсивного
светофора и необходимость перестраивания на полосу движения по правую
сторону. При отключенных сигналах реверсивного светофора,
который расположен над полосой, обозначенной с обоих сторон дорожной
разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен. 8.7.5. Для регулирования движения трамваев могут применяться светофоры с четверыми сигналами лунно-белого цвета, расположенными в виде буквы "Т". Движение
разрешается лишь в случае включения одновременно нижнего сигнала и
одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение по
левую сторону, средний - прямо, правый - по правую сторону. Если
включены лишь три верхние сигнала - движение запрещено. В
случае отключения или неисправности трамвайных светофоров водители
трамваев должны руководствоваться требованиями светофоров со световыми
сигналами красного, желтого и зеленого цветов. 8.7.6.
Для регулирования движения на железнодорожных переездах используются
светофоры с двумя красными сигналами или одним лунно-белым и двумя
красными, которые имеют такие значения: а) мигающие красные сигналы запрещают движение транспортных средств через переезд; б) мигающий лунно-белый сигнал показывает, что сигнализация исправная и не запрещает движения транспортных средств. На
железнодорожных переездах одновременно с запретным сигналом светофора
может быть включен звуковой сигнал, который дополнительно информирует
участников дорожного движения о запрете движения через переезд. 8.7.7.
Если сигнал светофора имеет вид силуэта пешехода, его действие
распространяется только на пешеходов, при этом зеленый сигнал разрешает
движение, красный - запрещает. Для слепых пешеходов может быть включен звуковой сигнал, который разрешает движение пешеходов. 8.8.
Сигналы регулировщика. Сигналами регулировщика является положение его
корпуса, а также жесты руками, в том числе с жезлом или диском с
красным светоотражателем, которые имеют такие значения: а) руки вытянутые в стороны, опущенные или правая рука согнута перед грудью: с
левой и правой стороны - разрешено движение трамвая прямо, нерельсовым
транспортным средствам - прямо и по правую сторону; пешеходам разрешено
переходить проезжую часть за спиной и перед грудью регулировщика; со стороны груди и спины - движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено; б) правая рука вытянута вперед: с
левой стороны - разрешено движение трамвая по левую сторону,
нерельсовым транспортным средствам - во всех направлениях; пешеходам
разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика; со стороны груди - всем транспортным средствам разрешено движение только по правую сторону; с
правой стороны и спины - движение всех транспортных средств запрещено;
пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика; в) рука поднятая вверх: движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено по всем направлениям. Жезл используется только работниками подразделений Госавтоинспекции и воинской инспекции безопасности дорожного движения. Для привлечения внимания участников дорожного движения используется сигнал, представленный свистком. Регулировщик может подавать другие сигналы, понятные водителям и пешеходам. 8.9. Требование об остановке транспортного средства подается работником милиции: а) жезлом или рукой, которая указывает на это транспортное средство; б)
с помощью включенного проблескового маячка синего и красного или только
красного цвета и (или) специального звукового сигнала; в) с помощью громкоговорящего устройства (громкоговорителя); г) с помощью специального табло, на котором отмечается требование об остановке транспортного средства. Водитель должен остановить транспортное средство в месте, на которое ему будет указано, с соблюдением правил остановки. 8.10. В случае представления светофором (кроме реверсивного ) или регулировщиком сигнала, который запрещает движение, водители должны остановиться перед дорожной разметкой 1.12 (стоп-линия) (см. дополнение 2), дорожным знаком 5.62 "Место остановки"
(см. дополнение 1), если их нет - не ближе 10 м до ближайшего рельса
перед железнодорожным переездом, перед светофором, пешеходным
переходом, а если и они отсутствуют и во всех других случаях - перед
перекрестка проезжей частью, не создавая препятствий для движения
пешеходов. 8.11.
Водителям, которые в случае включения желтого сигнала или поднятия
регулировщиком руки вверх не могут остановить транспортное средство в
месте, предусмотренном пунктом 8.10 этих Правил, не прибегая к
экстренному торможению, разрешается двигаться дальше при условии
обеспечения безопасности дорожного движения. 8.12.
Запрещается самовольно устанавливать, снимать, повреждать или закрывать
дорожные знаки, технические средства организации дорожного движения
(вмешиваться в их работу), располагать плакаты, афиши, рекламные
носители и устанавливать устройства, которые могут быть приняты за
знаки и прочие устройства регулирования дорожного движения или могут
ухудшить их видимость или эффективность, ослепить участников дорожного
движения, отвлекать их внимание и ставить под угрозу безопасность
дорожного движения.
|